Автор: Дмитрий Крылосов
По утрам зимой можно наблюдать, как автомобилисты прогревают свои припаркованные в заснеженных дворах машины. Начинающие водители при этом задаются вопросом, а насколько обязательна данная процедура и есть ли от нее какой-либо прок? Эксперты издания «За рулем» дают развернутый ответ.
На самом деле от прогрева транспортного средства в холодное время зависит его работоспособность. Конечно, можно сесть за руль и сразу же поехать, однако такой подход чреват серьезными неприятностями.
Содержание:
- Почему нужно прогревать машину?Сколько нужно прогревать движок?А что с коробкой передач?Как понять, что двигатель прогрет?А как быть с обзором?
Почему нужно прогревать машину?
При сильных морозах многие агрегаты и узлы автомобиля испытывают сильный стресс. Особенно это касается двигателя. На холоде масло в силовом агрегате загустевает, что приводит к снижению эффективности смазывания деталей. В первую очередь из-за недостатка смазки страдают рабочие поверхности поршней и цилиндров.
Дело в том, что смазка на данные компоненты наносится посредством разбрызгивания, однако если масло на холоде загустело, то оно попросту не сможет равномерно распылиться.
При этом стоит учесть, что быстрее всего после запуска прогреваются поршни, в то время как цилиндры еще какое-то время остаются холодными. Если рвануть «с места в карьер» (дать на мотор повышенную нагрузку), то можно нарваться на серьезную поломку.
Как никак, а в процессе интенсивного сгорания поршни раскаляются и расширяются. Зазор между трущимися поверхностями становится минимальным, и один из поршней запросто может прихватить к стенке цилиндра.
Если же трогаться не сразу и давать мотору прогреться, то смазка станет менее вязкой, распределится по поверхностям, и зазоры придут в норму. Таким образом, прогрев машины в зимнее время является обязательным условием для ее нормальной эксплуатации.
Сколько нужно прогревать движок?
По мнению экспертов, если температура снаружи плюсовая (около нуля градусов), то для прогрева машины хватит и одной минуты, особенно если водитель плавно начинает движение, не раскручивая мотор.
При температуре от нуля до -10 градусов Цельсия рекомендуется дать движку поработать на холостых оборотах хотя бы пару минут. Этого хватит, чтобы он прогрелся и вошел «в тонус».
Если же на улице стоит морозец, то лучше всего дать движку поработать от 5 и более минут (например, пока не отмерзнут стекла), при этом первые полчаса после начала движения водителю стоит избегать резких ускорений.
Впрочем, это всего лишь общие рекомендации, и на время прогрева могут также влиять различного рода нюансы. К примеру, если владелец выезжает с утра на работу и чуть ли не сразу оказывается на скоростной магистрали, то при такой эксплуатации прогревать машину следует несколько дольше обычного.
А вот если автомобилист, начиная движение, оказывается в вялотекущей городской пробке, то движок особой нагрузке не подвергается. Небольшой прогрев, конечно, не помешает даже при таком раскладе, но в целом мотор без особого стресса разработается по пути.
Другая ситуация: водитель вынужден парковаться в заваленном снегом дворе и каждое утро у него начинается с попыток выбраться из сугробов. В таком случае движок машины уже со старта работает под серьезной нагрузкой, поэтому важно, чтобы он был предварительно хорошо прогрет.
А что с коробкой передач?
Как и двигатели, коробки передач тоже нуждаются в прогреве, так как они опять же неважно переносят нагрузки «на холодную». Конкретно механика прогревается одновременно с силовым агрегатом, так как мотор вращает первичный вал и шестрени на вторичном валу, тем самым разгоняя смазку.
А вот автоматические трансмиссии и вариаторы выходят на рабочую температуру дольше, чем та же МКПП. Эксперты советуют, что побыстрее привести их «в тонус» можно подержав селектор поочередно в режимах D и R.
Как понять, что двигатель прогрет?
Проще всего это сделать, проследив за показаниями тахометра. Когда стрелка последнего опустится до 700-800 об/мин, то можно не спеша начинать движение.
Также можно довериться указателю температуры двигателя (если таковой имеется), однако не лишним будет предварительно проверить его точность. Для этого следует подсоединить к OBD-разъему адаптер ELM327 и затем посмотреть данные через приложение на смартфоне.
Если положение стрелки / графической шкалы соответствует заявленному на экране телефона, то штатному указателю можно доверять. Также мобильные приложения нередко показывают и другую полезную информацию (например, температуру АКПП или вариатора).
А еще любую современную машину можно доукомплектовать маршрутным компьютером. Будучи подключенным через разъем OBD, он опять таки способен отображать температуру двигателя и коробки, а также целый ряд другой системной информации.
А как быть с обзором?
Если машина простоит ночью на морозе, то ее стекла как снаружи, так и изнутри может затянуть льдом. Начинать движение с ограниченным обзором — не самая лучшая идея, поэтому лучше всего дождаться пока стекла оттают.
Лучше всего, с этой задачей справляется функция электрообогрева лобового стекла, однако она есть далеко на всех машинах — при таком раскладе полагаться придется лишь на потоки свежего воздуха из отопителя, а также на скребок.